Зрительскую любовь Андрей Финягин завоевал давно. В кино он талантливо играет как порядочных людей и сердцеедов, так и редкостных негодяев и подлецов. Поначалу многие его киноперсонажи вызывают симпатию, однако по ходу развития сюжета становится понятно, что за внешностью обаятельного мужчины с хитрой соблазнительной улыбкой нередко прячется коварная душа.
Помимо кино, а сейчас актёр продолжает сниматься в очередной истории любви под названием «Подробности письмом», Андрей уже год служит в театре «Школа драматического искусства», а также играет в антрепризе «Игроки». Кстати, этот спектакль пару месяцев назад получил Гран-при на фестивале «Амурская осень».
Актёр пишет стихи, но посвящает их в основном любимой жене Юле, вместе они уже семь счастливых лет. Несколько лет назад Андрей начал учиться играть на гитаре. И уже показывает хорошие результаты. Ещё у него классно получаются пародии на известных людей. Словом, личность он многогранная.
- Поздновато я всё начинаю. Первый раз сел за руль в 27 лет, а в 37 – стал осваивать гитару. Уверен, что впереди у меня ещё много открытий. Сейчас продал машину и не жалею об этом, потому что по Москве ездить негде. В качестве средства передвижения теперь использую велосипед и… метро, – признаётся актёр. – Ещё я с детства люблю общаться с людьми. И даже хотел попробовать себя в роли журналиста. Общение – великий дар, который дан нам жизнью, и пренебрегать им было бы неправильно.
- Ты же не из актёрской семьи. Валентина Николаевна, твоя мама, работала инженером в научно-исследовательском институте, а папа Владимир Васильевич – педагог-дефектолог. Откуда такое желание пойти в актёры?
- Видимо уже с детства во мне что-то сидело. Чтобы посещать занятия в театральной студии, пришлось перейти из одной общеобразовательной школы в другую. А ближе к окончанию 11 класса, загоревшись поступать в театральный, бросил подготовительные курсы истфака МГУ.
Просто сначала я не верил в свои возможности и способности. К счастью, поступил в школу-студию МХАТ. И не к кому-нибудь, а к самому Ефремову.
Кстати, в детские годы я ещё мечтал стать таксистом. Наверное, на это повлиял тот факт, что Николай Семёнович, мой дед по маминой линии, был личным водителем советского военачальника, командира Путивльского партизанского отряда Сидора Артемьевича Ковпака.
- Ты ведь выпускник последнего курса великого русского актёра Олега Ефремова. В чём была особенность его педагогического мастерства?
- Для меня Олег Николаевич – это концентрат правды, естественности и натуральности. В нём не было ни йоты актёрства и позёрства. Он – гениальный артист, что не могло не оказать на нас влияния. Тем более большинство наших педагогов тоже были его учениками: Роман Ефимович Козак, Дмитрий Владимирович и Марина Станиславовна Брусникины, Полина Владимировна Медведева – они же и его последователи. Конечно, вместе с Аллой Борисовной Покровской, женой и сподвижницей О.Н. Ефремова.
Мы во многом стали отражением своего мастера. Педагоги нам повторяли, что все мы – часть единого целого, театр – дело коллективное, а главное в работе – партнёр. Мы были воспитаны в атмосфере командности, любви и правды. И если есть во мне что-то ефремовское, то это постоянное стремление к подлинности, к сути, которое в Олеге Николаевиче было всегда.
Часто вспоминаю нашу последнюю встречу с мастером. Тогда он приехал на театральный фестиваль в Мелихово, где мы показывали «Бабье царство» в постановке А.Б. Покровской. Это был наш дипломный спектакль, который к тому времени уже успешно перенесли в репертуар МХАТа.
В тот вечер Ефремов собрал нас перед спектаклем и сказал: «Ребята, через четыре дня мы соберёмся в Художественном театре, и я хочу с вами серьёзно поговорить о том, как мы будем развивать наш театр дальше». Но, увы, через четыре дня его не стало…
- Но и вы, выпускники последнего ефремовского курса, надолго во МХАТе не задержались. С чем был связан столь скорый уход?
- Да, ещё один сезон мы отыграли и нас «попросили». Сначала Табаков уволил тех, кто был задействован в большинстве репертуарных спектаклей, а потом и остальных. Но Олег Павлович вовремя выпихнул меня в свободное плавание, поэтому я ни грамма зла на него не держу.
И в то время меня радушно приняли в Московский ТЮЗ. Так началась моя совершенно новая самостоятельная и сложная, но очень интересная жизнь.
- Актёры нередко рассказывают, что работать с женщинами-режиссёрами действительно интересно, но непросто. Как складывались твои творческие взаимоотношения с Генриеттой Наумовной Яновской?
- С ней работалось сложно и безумно интересно. (Улыбается). Но в ТЮЗ я попал неслучайно. Когда ещё был артистом МХАТа, Роман Ефимович Козак позвал меня посмотреть вместе с ним спектакль «Чёрный монах» в постановке Камы Гинкаса, мужа Яновской. Я был в восторге! Поэтому после ухода из Художественного театра даже не задумывался, куда показаться. И меня взяли.
Генриетта Наумовна режиссёр сложный, она может репетировать спектакль бесконечно, собирая его по крупицам, создавая свой мир. Но результат будет удивительный. В противоположность Яновской – Кама Гинкас: у него есть чёткий план, которому он следует. Кама Миронович точно знает, сколько продлится репетиция, когда он выпустит спектакль – у него всё разложено по полкам. Конечно, их творческий союз уникален, они друг друга дополняют во всём. И я счастлив, что мне удалось побывать на этих двух планетах – Гинкасе и Яновской. Честно скажу, это были очень сложные и очень интересные 11 лет моей творческой жизни.
- А как в те годы удавалось совмещать работу в театре со съёмками в кино?
- Если не было репетиций и вечером я не играл в спектакле, то со съёмками проблем не возникало. А вообще Генриетта Наумовна отпускала нас с большим нежеланием. Хотя, увидев меня в первой крупной роли в кино, – в телефильме «Любовница» режиссёра Кеосаяна, она позвонила мне домой и похвалила за интересную работу. Тёплые слова сказал по телефону и Кама Гинкас, который, кстати, через какое-то время пригласил меня на роль Алёши Карамазова в свою «Нелепую поэмку».
Играя в Московском ТЮЗе, мне чудом удавалось сниматься в кино и даже выходить на сцену в антрепризных спектаклях. Такая жизнь мне нравилась, ведь находиться только в закрытом репертуарном театре неполезно. Артист должен выходить в открытое пространство, чем-то напитываться и приходить в театр полным сил и идей.
Однако в 2012 году из театра я ушёл. Сегодня у меня осталась антреприза «Игроки», и уже год состою в труппе «Школы драматического искусства», играю Несчастливцева в спектакле «Лес. Диалоги по дороге» по пьесе Островского. В настоящее время мы репетируем ещё один спектакль.
А новые работы в антрепризах теперь ограничены репертуарным театром и съёмками в кино. Наша актёрская профессия сродни спортсмену: твой организм всегда должен находиться в боевой готовности.
- Не устал играть в кино отрицательных героев?
- Я не против таких ролей, просто хочется, чтобы они были разными. Ведь одно и то же рано или поздно надоедает. Интересно играть героев со сложными характерами. Здесь есть, над чем поразмышлять.
Но сниматься соглашаюсь по нескольким причинам: если это интересный сценарий, хороший режиссёр или роль подобного характера я ещё ни разу не играл. Финансовый вопрос не может быть поводом для согласия.
А вообще артист не может сыграть того, чего в нём нет. Завистливый и злой человек никогда не сыграет благородного джентльмена. Так же и нестрастный актёр не сможет органично сыграть какую-то неистовость.
- Радует, Андрей, что ты один из немногих российских артистов, кто продолжает сниматься в Украине. Каков у наших братьев-славян настрой?
- Украинцы очень дружелюбно к нам относятся. И задача людей искусства – сохранять и поддерживать ту связь, которая в последние годы между Россией и Украиной стала, к сожалению, достаточно зыбкой. Искренне надеюсь, что эта эпопея всё-таки скоро разрешится, и наши братские государства помирятся.
Кстати, недавно в Украине вышел сериал «Папа Дэн». Покажут ли его по российским каналам пока сказать трудно, но в интернете его найти можно.
Есть у меня ещё один интересный сериал – «Опыт реконструкции». Роль в этом телевизионном фильме мне очень дорога. Кому интересно, в интернете его тоже можно отыскать.
- Кто сегодня твой самый большой друг?
- Моя жена. С ней мы можем говорить обо всём. Она всегда меня понимает. И это взаимно.
Юлия по образованию юрист, хотя в своё время тоже хотела поступать в театральный институт и даже ходила в ТЮЗ на занятия актёрским мастерством к Игорю Николаевичу Ясуловичу. К счастью, всё сложилось иначе. Ведь одного артиста на семью слишком много, а два – вообще стихийное бедствие. (Смеётся).
- В декабре ты будешь отмечать юбилей. Что себе пожелаешь?
- Чтобы ощущение жадности до всего нового никогда не исчезало. И пусть энергия постижения открытий заставляет меня всегда идти только вперёд.
Богдан КОЛЕСНИКОВ
фото автора